Театр одного террора: моноспектакль Гектора Аристисабаля в Киеве
Воздушные шары, черное покрывало, разноцветные листы бумаги - Гектор раскладывает на импровизированной сцене реквизит для своего моноспектакля. В постановке «Ночной ветер» колумбиец – единственный актер.
Однако наблюдающий зритель неожиданно становится его соучастником. «Я тебя сейчас научу», - говорит Гектор. «Будешь помогать мне делать звуки». Сам он неустанно двигается по пространству «Крымского дома». Двигает предметы, слушает, как грохочет мебель. Очень быстро он находит нужное звучание. Взгроможденные друг на друга стулья вместе с найденной вешалкой и куском картона добавляются к имеющемуся арсеналу инструментов актера. Он очень быстро объясняет зрителю, что делать. Тот сосредоточенно пытается запомнить, когда именно нужно делать хлопки, а когда издавать звуки мотоцикла. «Ошибок здесь нет», - уверенно успокаивает его под конец Гектор. – «Have fun!»
В зале не много зрителей. Перед ними – пустое пространство и подставка из досок. И в этой бесхитростной локации Гектор умудряется творить волшебство. Он переносит нас в свой родной город – Меделлин, Колумбия. Латинская Америка, сальса, мальчишки играют в футбол на улицах. Мечтательный Гектор пишет письмо на Кубу, просит прислать ему работы Че Гевары. Позже невинный детский поступок оборачивается главной уликой при обыске дома правительственными ищейками. Гектора и его брата обвиняют в предательстве и пособничестве коммунистам. Через считанные минуты мы становимся свидетелями пыток, унижения и террора.
Аристисабаль играет на сцене свою жизнь. Это его личная история, его и его семьи. В 1982 году Гектору и его брату довелось пройти через мучения в застенках колумбийских «эскадронов смерти». Он переезжает в США. Но вскоре судьба снова наносит удар: его брата снова задерживают и пытают. Гектор возвращается на родину, но получает лишь истерзанное тело близкого человека.
Все эти события Гектор показывает на сцене. Растерянность, боль, ужас и потеря – эмоции захлестывают друг друга и накрывают волной публику. Актер находится на расстоянии вытянутой руки, его энергетика почти осязаема. Зрители становятся частью действа. Вот вы со своего места помогаете маленькому Гектору играть в футбол, а в следующий момент на вас направлен автомат и подозрительный взгляд солдата.
Что человек испытывает после того, как пройдет через такие круги ада? Как реагировать на такой опыт? Гектор-актер ищет ответ. В конце получасового действа герою предстоит непростой выбор: поддаться неконтролируемому гневу или перенаправить энергию в другое русло – мирного протеста.
Для себя Гектор давно определился с выбором. Он практик методики "театра угнетенных", практически все время проводит в разъездах по всему миру, проводя мастерские и показы.
С последним движением и аплодисментами перформанс не оканчивается. Через мгновение после драматического выступления Гектор уже снова фонтанирует энергией. Он уверяет, что, несмотря на болезненную тему, ему нравится показывать эту постановку. Гектор не отпускает публику. «Театр раскрывает нас, и это дает нам возможность впустить в себя что-то новое», - говорит колумбиец и уводит зрителей еще глубже с помощью упражнений из арсенала Театр угнетенных. После раскрепощающей пятиминутки «божественного безумия», как он это называет, каждый готов показать образы своих впечатлений от пьесы. В конце Гектор констатирует грустную статистику: в наше время 82 страны мира продолжают использовать пытки. И тут же предлагает создать образ отношения зрителей к такой практике, а после и самое главное – как можно изменить ситуацию.