Декларация принципов Международной организации "театра угнетенных"

В январе 2003 года Аугусто Боаль, его сын Джулиан, Люк Опдебек из Бельгии и Рональд Маттайсен из Голландии основали Международную организацию "театра угнетенных" (МОТУ). В этом документе перечислены принципы "театра угнетенных" (ТУ), которые они разработали. Мы бы хотели поделиться ими с вами. 

Преамбула

1. Основная цель театра угнетенных - очеловечивать человечество.

2. Театр угнетенных - это система упражнений, игр и техник, основанных на "театре сути" для того, чтобы помочь мужчинам и женщинам развивать то, что у них уже есть внутри: театр.

Театр сути

3. Каждый человек - это театр!

4. Театр определяется как одновременное существование - в одном пространстве и контексте - актеров и зрителей. Каждый человек может видеть ситуацию и видеть себя в этой ситуации. 

5. Театр сути состоит из трех элементов: субъективный театр, объективный театр и язык театра.

6. Каждый человек может играть: для выживания нам обязательно нужно действовать и наблюдать за этими действиями и их влиянием на окружающую среду. Быть человеком означает быть театром, сосуществование актера и зрителя в одном лице. Это субъективный театр. 

7. Когда люди ограничивают себя только наблюдением за объектом, лицом или пространством, сразу отрицая свою способность и потребность в игре, энергия и их желание играть передается этому пространству, лицу или объекту, создавая пространство внутри пространства эстетическое пространство. Это объективный театр.

8. Все человеческие существа используют в своей повседневной жизни тот же язык, который используют актеры на сцене: собственные голоса, тела, движения и эмоции. Они транслируют свои эмоции и желания в театральный язык. 

Театр угнетенных

9. Театр угнетенных предлагает каждому средства эстетики для анализа своего прошлого в контексте нынешнего, для того, чтобы таким образом изобрести свое будущее, а не ждать его. Театр угнетенных помогает людям возродить язык, который у них уже есть: мы учимся жить в обществе, играя в театре. Мы чувствуем - и таким образом учимся чувствовать. Думаем - и учимся думать. Действуем - и учимся действовать. Театр угнетенных - это репетиция реальности.

10. Угнетенные - это лица или группы, которые из-за общества, культуры, политики, экономики, расы, сексуальности или чего-то другого были лишены своего права на диалог или каким-либо способом были ослаблены в возможности пользоваться этим правом.

11. Диалог определяется как свободный обмен с другими, как лично, так и в группах, для участия в человеческом общества на равных, с уважением к отличиям и уважением к себе. 

12. Театр угнетенных базируется на принципе, что все человеческие отношения должны иметь характер диалога: между мужчинами и женщинами, расами, семьями, группами и нациями диалог должен превалировать. В реальности все диалоги тяготеют к монологу, который создает отношения "угнетатель - угнетенные". Определяя эту реальность, театр угнетенных считает своим ключевым принципом помощь в восстановлении диалога между людьми. 

Принцип и цели

13. Театр угнетенных - это всемирное ненасильственное эстетическое движение, которое ищет мира и непассивности.

14. Театр угнетенных пытается привлечь людей к гуманному делу, что выражено в самом его названии: театр угнетенных, созданный угнетенными и для угнетенных. Система, которая позволяет людям действовать в придуманном мире театра, чтобы стать героями - субъектами игры - своей собственной жизни.

15. Театр угнетенных - это не идеология и не политическая партия. Он не учит догмам, и ни к чему не принуждает, а несет уважение ко всем культурам. Это метод анализа и способ для развития счастливых обществ. Благодаря своей гуманистичной и демократической природе он широко используется по всему миру, во всех сферах общественной деятельности: образование, культура, искусство, политика, социальная работа, психотерапия, литературные программы и здоровье. В дополнении к Декларации принципов есть список примеров проектов для иллюстрации характера и масштаба его использования. 

16. Театр угнетенных сейчас используется приблизительно в половине стран мира, перечисленных во вложении, как инструмент для открытия себя и Другого, уточнения и выражения наших желаний, инструмент для изменения обстоятельств, которые ведут к несчастью и боли и привнесения того, что несет мир. Для уважения к различиям между индивидами и группами и для включения всех людей в диалог. В конце концов, это инструмент для достижения экономической и социальной справедливости, которая является основой настоящей демократии. Подводя итог, можно сказать, что общая цель театра угнетенных - это развитие сути прав человека. 

Международная организация театра угнетенных (МОТУ)

17. МОТУ - это организация, которая координирует и усиливает развитие театра угнетенных по всему миру согласно принципам и целям этой Декларации.

18. МОТУ осуществляет это через объединение практиков театра угнетенных в глобальную сеть, поощряя обмен и методологическое развитие; через фасилитацию тренингов и распространение существующих техник; через создание проектов на глобальном уровне; через стимуляцию создания местных Центров театра угнетенных (ЦТУ); через расширение и создание условий для работы ЦТУ и практиков и через организацию международных он-лайн встреч.

19. Принципы и цели МОТУ имеют одновременно гуманистичный и демократический характер. Они могут быть дополнены любыми поправками со стороны тех, кто работает в рамках этой Декларации принципов. 

20. МОТУ допускает, что кто угодно, кто использует разные техники театра угнетенных, подписывается под этой Декларацией принципов. 

Theatre for Dialog