В Киеве показали украинско-российский спектакль
11 ноября на базе Платформы культурных инициатив «Изоляция» состоялся показ интерактивного спектакля, созданного совместно активными молодыми людьми из Украины и России. Мероприятие организовала украинская общественная организация «Театр для диалога» при поддержке Регионального офиса Фонда имени Фридриха Эберта «Диалог Восточная Европа».
В светлом уютном помещении бывшего завода, ныне переоборудованного для культурных мероприятий, 13 актрис и актеров — шестеро из РФ и семь молодых активисток и активистов из Украины — сыграли общий спектакль. В центре внимания — школьная учительница. Дети хотят творчества и развития своих личностей, а Система Образования — к слову, отдельный живой персонаж в парике из розовых перьев и в гигантских очках — требует...
И, казалось бы, требует хороших вещей: план соблюдать, готовить детей к экзаменам, патриотизм в них растить. Однако тон Системы, а также ее подчиненной Завуча, наводит на мысль: что-то здесь не то. Слишком уж авторитарно поведение персонажей, в руках у которых сосредоточена школьная власть. В финале и инициативная учительница, и единственная несогласная ученица оказываются затоптанными под ногами учителей и учеников, которые громко и в такт орут «Да!», как только Система Образования даст им знак.
«Я научу их слушать, а не думать!» - обещает учительница, которой передают класс растоптанной. Спектакль «Тридцать второе листобря» заканчивается.
Украинским зрительницам и зрителям сценка отозвалась. Прозвучали примеры: ведь действительно недавно студентов педагогического университета отправили на молебен вместо лекций, и фото их с плакатами «Меня заставили прийти сюда вместо пар» до сих пор можно найти в Интернете.
В обсуждении обнаружили и различия украинского и российского контекстов. Личный опыт присутствовавших тут же людей из РФ отличался от такового со стороны украинских активисток и активистов: и регламентируется любая «внеуставная» деятельность российским государством на порядок строже, и санкции тяжелее, и применяются они увереннее.
Театр угнетенных — это, по словам организаторов, методика, направленная не на то, чтобы укреплять несправедливость в обществе, а на то, чтобы как раз бороться с угнетением и создавать ему альтернативы. Так произошло и на мероприятии в минувшие выходные: вместе с актерами зрители играли в предложенных сценках, разыгрывая разные варианты возможных стратегий для преодоления угнетающей и такой до боли знакомой системы.
Подметили зрители и гендерный аспект происходившего в спектакле. «Когда на место учительницы встал учитель, он сразу стал говорить от себя самого, не опираясь на авторитеты», - подчеркнула одна из посетительниц мероприятия. «А в изначальной сценке учительница-женщина опиралась в основном на чужие авторитеты, так, будто бы женщинам не положено говорить от себя».
«Мне было интересно. Понравилось, что в аудитории были обсуждения потенциальных решений проблемы и, собственно, историй», - отметила одна из зрительниц, Юлия из Киева. «Мне лично это дало возможность посмотреть на то, какие стратегии работают, а какие — нет».
Форум-спектакль в Киеве состоялся в рамках международного проекта «Мосты солидарности», который ОО «Театр для диалога» реализовывает при поддержке Регионального офиса Фонда им. Фридриха Эберта «Диалог Восточная Европа» с жительницами и жителями Молдовы, Беларуси, Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и России. Ведущими процесса обсуждения и трансформации спектакля — в Театре угнетенных эта роль называется «джокеры» - стали Олеся Архипова из Ивано-Франковска, Наташа Боренко из Санкт-Петербурга и Игорь Кузнецов из Самары.