О методике театра угнетенных
Театр угнетенных (ТУ) — это театральная методика, которая была создана бразильским режиссером и политиком Аугусто Боалем в 1960х годах во времена диктатуры в Бразилии. С помощью ТУ Боаль стремился создавать безопасное пространство для участия каждого в творческом процессе и обсуждения и решения социально-экономических проблем людей, которые страдают от угнетения и несправедливости.
Методика включает в себя систему упражнений, игр и техник, которые работают с телом, чувствами и личным опытом участников для создания возможностей для диалога, критической рефлексии нашей социальной реальности и активного поиска низовых решений социальных проблем. Как интерактивная форма театра, основання на соучастии, она помогает людям проводить репетицию действий и найти в безопасном пространстве разные возможности, которые позже можно реализовать в жизни.
Один из самых популярных форматов ТУ – форум-театр. Актерами и сценаристами в постановке форум-театре являются не профессиональные актеры, а представители групп или сообществ, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Во время подготовительного семинара група участников с помощью ведущего – джокера – через игры, упражнения и сценки анализирует проблемы, которые больше всего беспокоят участников, после чего группа создает сценарий форум-постановки. Процесс работы над постановкой помогает самим участникам более глубоко понять свою проблему, поделиться своей историей с другими людьми и найти поддержку в группе.
После этого группа показывает созданную форум-постановку зрителям. В форум-театре сюжет спектакля создается по определенной структуре: главное действующее лицо спектакля – протагонист(ка) – сталкивается с жизненными трудностями, но ему/ей не удается успешно решить эти проблемы. Постановка подчеркивает актуальную социальную проблему, но не предлагает ее решений. После просмотра постановки зрители обсуждают проблему, которую актеры показали на сцене: каковы причины этой ситуации? Можно ли сказать, что эта проблема является типичной в нашем обществе, то есть с ней сталкивается большое количество людей? Какие культурные, законодательные, социальные нормы создают или поддерживают эту проблему?
После диалога и анализа сценария джокер приглашает зрителей предложить собственные стратегии поведения для того, чтобы попробовать решить проблемы, показанные на сцене. Одна из главных особенностей форум-театра заключается в том, что зритель должен не просто объяснить словами, что можно сделать иначе, а выйти на сцену, заменить одного из актеров и показать свою жизненную стратегию для решения предложенной проблемы. Таким образом, зритель (англ: spectator) форум-театра становится зрителем-актером (англ: spect-actor). После каждого такого вмешательства – интервенции – джокер модерирует обсуждение предложеной стратегии. Еще одни важным принципом форум-театра является убеждение, что в диалоге зрителей и актеров не бывает ошибок или «неправильных» интервенций, ведь театр – это пространство игры и творчества. В таком театре можно попробовать любую стратегию, чтобы получить опыт, проанализировать собственные попытки изменить ситуацию и совместно решить, какое поведение или стратегия может быть эффективной в реальной жизни, а какая – нет. Так в формате диалога актеров и зрителей рождается истина.
Кроме форум-театра в арсенале методик Театра угнетенных (которое изображается в виде дерева) входят также театр образов, радуга желаний, невидимый театр, театр газет, законодательный театр и прямое действие.
ГО "Театр для диалога" в своей практике использует преимущественно методики и инструменты из арсенала Театра угнетенных, но мы открыты к совмещению и использованию других методик интерактивного театра, партиписативного искусства и образования, если они содействуют главной цели организации – очеловечиванию человечества.